«Политика является концентрированным выражением экономики» – в свое время провозгласили классики. За четкой, чеканной фразой стоит глубокий смысл. События на Украине, ставшие причиной политического кризиса и приведшие сначала к протесту, а затем к государственному перевороту в Киеве и восстанию на Донбассе, станут намного понятнее, если обратиться к той экономической системе, которая сложилась на Украине.
Основу политической системы Украины, ее краеугольный камень, составляет унитарное устройство государства. После всех произошедших событий: противостояния на майдане, переворота в Киеве, подавления протестных настроений на юго-востоке, восстания на Донбассе – почти всем стало очевидно, что нынешняя политическая система Украины испытывает острейший кризис. И не смотря на это, Порошенко снова безапелляционно заявляет об унитарности. Такая упорная позиция власти по отстаиванию унитаризма, начиная со времен Кравчука, имеет под собой очень сильную основу. Внешне все выглядит так, что весь унитаризм сводится к отстаиванию господства украинского языка и украинской нации. Но этот внешний антураж, выдаваемый за чуть ли не жизненно необходимое условие существования Украины как государства, скрывает главную причину бескомпромиссности Киева в отстаивании сложившейся политической системы. Спросите у рядового шахтера, металлурга, врача, учителя - каким образом выстраивается бюджет Украины – он не ответит. Это и есть главная тайна, которую скрывают от народов Украины.
Консолидируемый бюджет Украины складывается из денежных потоков с мест, перетекающих в Киев. Из консолидированного бюджета в Киеве происходит распределение необходимых средств на места. Получается, что именно киевская власть в лице президентской власти производит перераспределение всех заработанных денег. То есть, кто сидит в президентском кресле, тот и распоряжается всеми финансами страны. Именно из-за возможности управлять денежными потоками Украины и ведется борьба политических группировок за кресло президента. О возможностях президентского поста позволяет судить пресловутое обогащение сына Януковича, за короткий срок ставшего долларовым миллиардером. Отсюда ожесточенная борьба за президентский пост политических сил Украины, которые в своей борьбе беззастенчиво используют простой народ, его проблемы, чаяния и надежды. Сложившаяся экономическая система совершенно не учитывает интересы регионов-доноров, более того, появляются спекуляции и прямая ложь относительно тех, кто реально наполнял государственный бюджет страны и позволял существовать Украине в том виде, в котором она всем нам известна до недавнего времени. И речь идет, в первую очередь, о Донецкой и Луганской областях.
В период зарождения протестных настроений на Донбассе, еще в январе месяце, стали появляться статьи, в которых доказывалась экономическая несостоятельность Донецкой и Луганской областей. Так, в издании «Инвестгазета» на основе цифр, таблиц доводилась мысль, что Донбасс является дотационным регионом, «зоной проедания» украинских денег. Но самыми любопытными были комментарии к статье. Вот некоторые из них:
«Как может Донецкая область зарабатывать чуть больше Житомирской? Что за бред?»
еще один, с сохранением стилистики:
«Зашибись, Львовская область с населением меньшим на 2 млн. и гораздо меньшим промышленным потенциалом, чем Донецкая, дает в бюджет почти на 1 млрд. гривен больше - надо быть полным …, чтоб в это поверить».
Экономика сложна для неподготовленного человека своим обилием цифр, методиками анализа экономических показателей, наличием нескольких противоположных экономических научных школ. Но интуитивно простые люди чувствуют, что с цифрами и выводами относительно Донбасса их обманывают. Давайте попытаемся оценить экономический потенциал Донбасса, отталкиваясь от простейших и понятных для всех основ.
Каждый из нас работает и получает за свой труд зарплату. В зависимости от нее, мы выстраиваем свои траты. Другими словами, кладем в кошелек свои деньги и затем, вынимая из него деньги, приобретаем товары, оплачиваем услуги. Главная наша задача состоит в том, чтобы расходы не превышали доходы. Экономика любого государства выстраивается по аналогичной схеме сбалансированности доходов и расходов бюджета, где главной целью государственных институтов власти становится создание таких условий, при которых производилось бы товаров и услуг больше, чем потреблялось. Чем больше товаров и услуг производится в государстве, тем больше доходов поступает в бюджет, тем больше средств будет для расходов и повышения достатка жителей страны. Как показали кризисные годы после 2008 г., наиболее успешной экономикой в Европе оказалась Германия, которую отличает от многих её соседей то, что она производит товаров, которые затем импортирует по всему миру, больше, чем ввозит товаров в свою страну (потребляет). Именно положительное сальдо торгового баланса, благодаря наличию промышленности, дает возможность оставаться Германии благополучной страной на фоне многих обнищавших аграрных или полу-аграрных стран Европы, вроде Болгарии, Румынии, Греции, южной Италии и других, во многом живущих в долг. Кто-то скажет: « Это же немцы! Они умеют работать, у них всегда был порядок, они не воруют и т.д.». Но давайте посмотрим на показатели по произведенным товарам (с учетов услуг) внутри Донецкой областии ввезенных в нее товаров, и далее, сведем, так сказать, областное сальдо торгового баланса по Донбассу, и сравним с аналогичным балансом других административных субъектов Украины.
Для начала посмотрим на какую сумму производится промышленной продукции и услуг во Львовской области в 2013 г.: на сумму 30, 786 млрд. грн., что составляет 2,8% по Украине. Донецкая область соответственно 205, 697 млрд. грн., 18% по Украине. Разительное отличие.
Теперь обратимся к балансу экспорт/импорт, от которого идет приток реальной валюты в государство. Предприятия промышленного Донбасса отправляли свое сырье и товары в 141 государство. Экспорт Донецкой области в 2012 г. ($ 14,227 млрд.) оказался в 3,4 раза больше импорта ($ 4,168 млрд.), положительное сальдо составила $ 9,958 млрд. Луганск импортировал на $ 1,989 млрд. - в 2,1 раза больше, чем потребил ($ 4,192 млрд., сальдо плюс $ 2,203 млрд.). Иными словами, две области Донбасса принесли в экономику страны $ +12, 161 млрд. Это очень большие цифры с учетом, что население региона составляет грубо 7 млн. человек. А вот ситуация по столице Украины, городу Киеву, где население менее 2,8 млн. человек: экспорт $ 12, 270 млрд., импорт в 2,128 раза больше: $ 26,116, отрицательное сальдо - $ 13,847 млрд. Приведенный пример лучше всего иллюстрирует суть вопроса о том, кто работает, а кто потребляет. Иными словами, экономика Украины устроена предельно просто: Донбасс зарабатывает порядка $ 12 млрд., и примерно такая же сумма проедается Киевом, где население меньше на порядок. О балансе экспорта и импорта западных областей Украины говорить вообще не стоит – отсутствие промышленности и индустриального сельского хозяйства делает вопрос об их экспорте бессмысленным. Остальные промышленно развитые области: Днепропетровская, Запорожская, Харьковская, обладающие, как и Донбасс, положительным сальдо в производстве/потребления продукции, не способны закрыть проблемность остальных областей Украины. Вот график торгового баланса Украины с 2009 г., на котором виден постоянный дефицит средств в миллионах долларов.

Именно из-за торгового дефицит - недостатка производимой продукции в рамках мировой экономики, – Украина не способна покрывать свои потребности и вынуждена обращаться за кредитами к другим странам и жить в долг. Диаграмма роста внешней задолженности Украины в миллионах долларов:

Из-за перекосов в экономической модели Украины получается, что промышленные регионы не только содержат «свідомих українців», но подвергаются реальному грабежу. Сравним среднюю зарплату по регионам, например, с Черновицкой областью. Там зарплата меньше, чем в Донецкой области в 1,477 раза, а вот валовое производство на душу населения отличается в 2,65 раза. Получается, что средняя зарплата (оплачиваемый труд) не соответствует вкладу жителя Донецкой области в экономику страны – ведь, зарплата по справедливости тоже должна отличаться в 2,65 раза, а не 1,477. Это реальный грабеж каждого, проживающего на Донбассе, и такое понятие как социальная справедливость напрочь отсутствует на Украине. Поэтому, когда жители Донбасса поднимаются на борьбу с киевским режимом, они борются не только за демократические свободы, но и за исконное право человека достойно жить и получать справедливое вознаграждение за свой тяжелый труд.
Плачевно положение в сельском хозяйстве Украины. Еще десять лет назад Украина занимала 5-е место в мире по экспорту зерна. Для примера Россия занимала тогда 11-е место. В прошлом году Россия была на третьем месте, производя 20% мирового экспорта зерна. В этом году (существует мнение экспертов), Россия закроет 25% мирового экспорта. Война с народом Донбасса и срыв посевной весной этого года ударят по экспорту зерновых Украины, уже начиная с будущего года. Появились сообщения, что каратели стали поджигать поля.
Существует еще одно заблуждение относительно Донбасса – о субсидиях угольной отрасли, которое постоянно муссируется в украинских средствах массовой информации, даже с привлечением неких экспертов. Мол, без помощи всей Украины угольная отрасль Донбасса, а значит и сам регион, не сможет существовать. Прежде всего, субсидии неуклонно, пусть и медленно снижаются – сейчас они уменьшились до 12 млрд. гривен. Если сравнить эти 12 млрд. гривень и 12 млрд. долларов от торгового профицита Донбасса, дающего более 25% всей валютной выручки Украины, становится очевидным, что регион с легкостью покрывает субсидии.
Наконец, есть еще одна особенность построения бизнеса на Украине. Донбасский бизнес (по некоторым оценкам, 87%) зачастую зарегистрирован и платит налоги за пределами размещения предприятий, преимущественно, в том самом Киеве. В итоге, получается, что г. Киев, по данным Госказначейства, перечисляет в госбюджет в 6,2 раза больше чем Донецкая и Луганская области вместе взятые. Металлургический холдинг Рината Ахметова «Метинвест», основные активы которого сосредоточены в Донбассе, в 2012 г. заплатил налогов и сборов на 11,8 млрд. гривен (по факту, это позволяет оплатить все субсидии угольной отрасли только из налогов «Метинвеста»). Ахметовский же угольно-энергетический ДТЭК, добывающий и использующий, преимущественно, уголь, заплатил налоги на 10 млрд. за 2011-2012 г.г. Таким образом, только возвращение офисов компаний в Донбасс и уплата налогов по месту существования предприятий позволит безболезненно решить проблему дотационности угольной промышленности!
Сама дотационность угольной отрасли вызывает большие вопросы. Проблемы сегодняшнего состояния угольной отрасли уходят своими корнями в 90-е годы, когда Украина стала отдельным государством. В те далекие времена одной из главных проблем экономики был дефицит оборотных средств. Тогда из-за дефицита оборотных средств шахтам не за что было покупать расходные материалы, обновлять проходческий парк и лавы. Угольные генералы тогда перешли во многом на бартер, и самое главное – перестали думать о будущем и заниматься подготовкой лав для последующей добычи. Буквально через год-полтора угольная отрасль в Донбассе буквально остановилась. Новых лав не было, а шахты надо было поддерживать в работоспособном состоянии: откачивать воду, проветривать шахту, а денег не было, и взять их негде – уголь добывать было неоткуда. Угольная отрасль была убита ещё на заре самостийности Украины. Когда были произведены подсчеты, сколько надо денег для того, чтобы вернуть шахты в нормальное рабочее состояние, то получилась сумма, соизмеримая с годовым бюджетом Украины. Вот тогда и была закинута идея, что добыча угля в Донбасса не рентабельна и приносит одни убытки. Сейчас сложилась порочная система: как только государство взяло на себя функцию выделения дотаций, неизбежно появилась заинтересованность руководства шахт в получении легких денег. Действительно, чем больше показываешь убытки, тем больше можно получить денег у государства. И получается, что шахты, которые находятся в государственной собственности – почти все убыточные, потому что часть дотаций растекается в карманы определенного круга людей. Можно привести одно из последних заявлений непосредственно Яценюка, в котором он признается, что из 13 млрд. грн. дотаций угольщикам - 10 млрд. разворовывается, и только 3 млрд. поступает шахтерам. Наведение элементарного порядка в угольной отрасли позволит существенно снизить ее дотационность.
И последний момент. Даже не вникая в фундаментальные основы несправедливой бюджетной системы Украины, можно увидеть иждивенчество западно-украинских земель. Так, Донецкая область перечисляет в бюджет 4,67885 млрд. гривен, а государственные выплаты составляют 1,235 млрд. гривен. Луганская область вносит в общегосударственную копилку 981,427 миллиона гривен, а государственные выплаты составляют 925,368 миллиона гривен. Для сравнения: Львовская область приносит государству 823,342 миллиона, а съедает 1,215 млрд., Ивано-Франковская – 321,8 и 679,1 миллиона гривен соответственно. Тернопольская область приносит 223,6 миллиона гривен, получая в виде дотаций 618,9 миллиона гривен, то есть в 2,7 раза больше, чем зарабатывает!
Стремление Донбасса к независимости – это не только право говорить и думать на родном языке, не только право быть хозяином на своей Родине, но это и освобождение народа Донбасса от экономического рабства от такой «европейской» страны, которой является современная Украина. Свобода несет с собой право распоряжаться плодами своего труда, иметь достойный уровень жизни, способность обеспечить своим детям светлое будущее, а своим родителям - достойную старость и покончить с позорной нищетой. У Донбасса сейчас есть шанс построить государство под лозунгом: «Все для человека! Все во имя человека!»
Источник: ОПД и партия "Новороссия",
В.Кузин.

Комментариев нет:
Отправить комментарий