Официальный Гимн ДНР


22 ноября 2014 г.

Майданомика: итоги первого финансового года

В США финансовый год начинается не одновременно с календарным, а 1 октября. В Украине теперь впору начинать его 21 ноября, в день начала Майдана-2013.

Кстати, мода цеплять окончание слова "экономика" к различным терминам и фамилиям – тоже родом из Штатов. В 1980-е пиарщики тогдашнего президента США Рональда Рейгана назвали его программу либеральных преобразований "рейганомикой". Ныне в Японии называют "абэномикой" реформы премьер-министра Cиндзо Абэ. В Украине за последний год тоже произошла значительная трансформация финансово-экономической сферы, и она вполне заслуживает своего собственного термина – "майданомика".

Действительно, связывать изменения в финансово-экономической сфере Украины с какой-либо фамилией бессмысленно. За прошедший год в стране было по три разных президента (один, правда, с приставкой и. о. – Александр Турчинов) и премьера (Азаров, и. о. Арбузов и Яценюк), а также слабо поддающееся подсчету количество министров экономики и финансов (с учетом исполняющих обязанности). Но главный фактор, который вот уже скоро год является определяющим для экономики и финансов страны, остается неизменным: это Майдан.

Поначалу это влияние было незначительным, и слово "майданомика" употреблялось самими участниками Майдана для обозначения процесса его финансирования (за счет материальных и денежных пожертвований), а также распределения полученных ресурсов внутри палаточного городка. Лидеры Майдана даже похвалялись: мол, мы тут построили медицинскую и охранную службы лучше, чем государство. Правда, когда после бегства Януковича главврач Майдана Мусий стал министром здравоохранения, а главный "самообороновец" Парубий – секретарем СНБО, а комендант Майдана Кубив - главой НБУ, закончилось это для Украины плачевно.

Утвержденные на том же Майдане министры экономики и финансов – Шеремета и Шлапак – в палатках под гул железных бочек не спали, все же деньги любят тишину. Впрочем, они вместе с Кубивыми пытались реформировать экономику и финансы страны методами "майданомики", призывая граждан не покупать валюту, не снимать депозиты, собирать пожертвования на армию и т. д. Однако то, что прекрасно работало в рамках ограниченного баррикадами пространства, в масштабах страны дало неизбежный сбой. И это не вина Майдана (его активисты традиционно хотели "счастья для всех даром"), а, скорее, безответственность его выдвиженцев, которые пытались понравиться массам вместо того, чтобы сказать им горькую правду.

Формально в начале весны 2014-го ситуация с государственными финансами еще не казалась катастрофической: до конца года Украине необходимо было выплатить около 9 млрд долл. долгов, при этом объем золотовалютных резервов (ЗВР) составлял почти 15,5 млрд. Однако под национальную валюту была заложена своеобразная "мина замедленного действия": за 2011-2013 гг. правительство и НБУ потратили на искусственное поддержание более 14 млрд долларов из ЗВР. В декабре 2013-го Янукович попытался продлить процесс "проедания", подписав договор с Россией о предоставлении 15 млрд долл. кредита, который после победы Майдана превратился в бесполезную бумажку.

Но западные друзья пообещали Украине намного больше: 21 млрд долл., причем более 13 млрд – уже в 2014 г. Однако даже ради первых траншей от МВФ и Мирового банка (5,65 млрд долл.) Украине пришлось пойти на серьезные уступки (в первую очередь – либерализация курса гривны), а запланированные на текущий год 2,8 млрд долл. от МВФ и вовсе поступят не раньше февраля 2015-го. Также непонятно, выделит ли запланированные на этот год 0,5 млрд Мировой банк.

Кроме того, 1 млрд долларов в виде кредита выделили Украине США, 200 и 100 млн помощи – соответственно, Канада и Япония. Европейский Союз выделил Украине 860 млн евро (чуть более 1 млрд долл. США). До конца года вероятна передача суммы в эквиваленте около 600 млн долларов, а поступление 300 млн евро перенесено на 2015 г. Европейский банк реконструкции развития (ЕБРР) обещал выделить 550 млн, а Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) – 680 млн. Эти средства были обещаны Украине в рамках реализации конкретных проектов и реформ. Но из-за промедления властей с их реализацией банки придержали перечисление денег на неопределенный срок. Кроме того, международная конференция финансовых доноров, которую власти Украины хотят провести как можно быстрее, откладывается по той же причине – отсутствие реформ. Таким образом, общая сумма поступивших средств – 8,14 млрд долл., что не покрывает даже текущие выплаты по долгам.

Но ведь кроме обязательств перед международными кредиторами, есть еще и традиционные долги за газ, и необходимость закупать его по предоплате. Украина уже заплатила России за счет своих золотовалютных резервов 1,45 млрд долларов, еще 1,65 млрд должна погасить до конца 2014-го. И это не считая как минимум миллиарда долларов за планируемые в декабре поставки газа. В результате этого международные резервы НБУ сократились до рекордно низкой суммы – 12,587 млрд долларов. Кроме того, по информации НБУ, Госкомстата и Минфина, с марта 2014-го из Украины в офшоры ушло 7,5 млрд долл.

Отсутствие денег в Украине ее власти даже не пытаются скрыть – наоборот, выпячивают проблемы страны перед потенциальными кредиторами с требованием все новых кредитов. А пока их нет, правительство и Нацбанк создают деньги "из воздуха", путем "докапитализации" государственных "Нафтогаза Украины" и "Ощадбанка". Уставный фонд "Нафтогаза" в этом году уже увеличен на 104,61 млрд грн. "Ощадбанк", которым руководит однокурсник премьер-министра Пышный, получил почти 1,1 млрд в августе, и еще 11 млрд туда "вольют" в ближайшее время, пообещал Яценюк. Естественно, большинство этих гривен выплеснулись на валютный рынок, что на фоне искусственной поддержки национальной валюты во времена Януковича привело к ее обвалу: гривна с февраля подешевела вдвое. Сейчас за американский доллар в обменниках просят более 16 грн, но население, а главное – бизнес, закладывают в расчеты курс 20 грн/долл. к концу 2014-го. Об этом прямо говорит исполнительный директор Европейской бизнес-ассоциации Анна Деревянко.

Реальная же ситуация может быть еще хуже, ведь согласно прогнозу британского журнала "Экономист", Украина наряду с Венесуэлой является главным кандидатом на банкротство. Даже премьер Яценюк заявил 18 ноября, что правительство ожидает падение валового внутреннего продукта Украины в 2014 г. на 7%. При этом Мировой банк прогнозирует более 8% падения ВВП, а информированные экономисты Данилишин и Лановой – более 10%. Промышленное производство в Украине в октябре 2014-го, по сравнению с октябрем предыдущего года, сократилось на 16,3%. Официальная годовая инфляция в том же месяце приблизилась к показателю 20%, составив 19,8%. А ведь еще несколько месяцев назад МВФ, Мировой банк и НБУ прогнозировали 19% инфляции в Украине по итогам всего 2014 г., и даже более пессимистический прогноз Минэкономразвития составлял лишь 19,5%. Однако 20 ноября глава НБУ Валерия Гонтарева вынуждена была признать, что Нацбанк в 2014 г. прогнозирует инфляцию в размере 25% и падение ВВП на 7,3%, а в 2015-м – снижение валового внутреннего продукта Украины еще на 4,3%.

Вряд ли участники митинга на Майдане будут знать все эти цифры. Для человека естественно винить в своих проблемах кого-то другого – преступный режим Януковича, Россию и даже Запад (за то, что мало помогает молодой украинской демократии). Тем более в Украине, где одной из характеристик национального характера является знаменитая фраза: "А мене за що?..."

Олег Хавич
политолог

Комментариев нет:

С Новым годом!